RU | EN | DE
8 (3467) 318-801
Обратный звонок
Заказ обратного звонка
Для получения ответа на Ваш вопрос Вы можете позвонить по телефону
8 (3467) 318-801
Или оставьте телефон:

Удобное время для звонка (с 9:30 до 16:30, с 13:00 до 14:00 обед, +2 часа к московскому времени)

Заказ обратного звонка
Заявка принята, с вами свяжется наш менеджер в указанное время!

Основы правового регулирования

Базовым нормативным актом в части оказания налоговых преференций является закон автономного округа от 21 декабря 2004 года № 82-оз "О налоговых льготах в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре", в соответствии с которым льготы по налогам предоставляются организациям, осуществляющим свою деятельность на территории автономного округа и входящим в льготную категорию плательщиков.

Льготы по налогам в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре предоставляются в целях:

- обеспечения устойчивого социально-экономического развития автономного округа;

- повышения эффективности функционирования и развития инфраструктуры социальной сферы автономного округа;

- повышения социальной защищенности населения автономного округа;

- улучшения инвестиционного климата и развития инвестиционной и инновационной деятельности в автономном округе;

- поддержки инвестиционных и инновационных проектов, реализуемых на территории автономного округа;

- увеличения налоговой базы.

Льготные категории налогоплательщиков устанавливаются:

- по виду осуществляемой деятельности.

- по принципу использования труда отдельных категорий работников.

- по принципу направления средств в соответствии с приоритетами социально-экономического развития автономного округа.

- по иным критериям.

Льготы предоставляются в виде:

-       освобождения от уплаты налога или сбора либо его части;

-       снижения ставки по налогу;

-       иных видов в соответствии с федеральным законодательством.

Законодательством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предусмотрено предоставление льгот по налогу на имущество организаций, транспортному налогу, а также по налогу на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет.

Доля льгот по транспортному налогу довольно незначительна, поэтому стоит детальней остановиться на льготах по налогу на прибыль и на имущество.

Налог на прибыль

В 2011 году принят закон автономного округа от 30 сентября 2011 года N 87-оз "О ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

Данным законом  предусмотрено снижение ставки налога на прибыль организаций, зачисляемой в бюджет автономного округа, на 4 процентных пункта (т.е. с 18% до 14%)., а также на 3 и 2 процентных пункта, в отношении отдельных категорий плательщиков.  Льгота применяется для организаций, осуществляющих следующие виды экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство; добыча бурого угля; разделение и извлечение фракций из нефтяного (попутного) газа; обрабатывающие производства; строительство; транспорт; распределение электроэнергии и др.

Основания применения льгот названными группами налогоплательщиков указаны в п.3 статьи 2 закона №87-оз.

Предусмотрено снижение ставки налога на прибыль, зачисляемой в бюджет автономного округа на 4% (т.е. с 18% до 14%), если:

1)   организациями, осуществляющими некоторые из вышеперечисленных видов деятельности, осуществляются вложения инвестиций в текущем отчетном (налоговом) периоде в основной капитал  на территории автономного округа в размере не менее суммы, высвобождающейся в результате применения этой ставки;

2)  организациями (владельцами лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения углеводородного сырья) в предыдущем налоговом периоде были осуществлены вложения инвестиций в основной капитал  или произведены  расходы на проведение геологоразведочных работ на территории автономного округа, не менее половины объема инвестиций по тем же направлениям за два налоговых периода, предшествовавших предыдущему налоговому периоду;

Снижение ставки на 3% возможно, если сумма средств, высвобожденных в результате применения данной ставки, не превысила 10 процентов объема инвестиций в основной капитал и расходов на проведение геологоразведочных работ на территории Югры за отчетный (налоговый) период.

Для тепловых электростанций осуществляющих производство электроэнергии предусмотрено снижение ставки на 2%, в случае, если ими производились вложения в отчетном (налоговом) периоде в основной капитал (основные средства) на территории автономного округа в размере не менее суммы, высвобождающейся в результате применения этой ставки.

Организация-налогоплательщик, имеющая право на получение льготы по налогу на прибыль, самостоятельно исчисляет сумму платежа с учетом льготной ставки по налогу и представляет налоговую декларацию в налоговые органы не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Аналогично, по истечении отчетного периода организация представляет налоговую декларацию в срок, не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

После представления налоговой декларации налоговые органы запрашивают у организации-налогоплательщика необходимые документы (акты выполненных работ, счета-фактуры и другие), подтверждающие возможность предоставления льготы в виде снижения ставки по налогу.

Также, в обязательном порядке организация-налогоплательщик в течение 5 дней со дня окончания срока, установленного для подачи налоговых деклараций (налоговых расчетов) за соответствующий налоговый (отчетный) период направляет в Департамент экономического развития автономного округа информацию для анализа эффективности действия льгот по налогам. Порядок предоставления информации установлен  постановлением Правительства автономного округа от 21 сентября 2005 года №171-п "О Порядке представления налогоплательщиками-организациями информации для анализа эффективности действия льгот по налогам".

В случае, если требуемая информация будет искажена или не будет предоставлена, налогоплательщики не будут иметь право применять льготу начиная со следующего налогового периода.

С целью подтверждения правомерности пользования организацией налоговыми льготами Департамент экономического развития автономного округа по истечении месяца после окончания срока, установленного для подачи налоговых деклараций, представляет в налоговые органы сводную информацию в разрезе организаций, представивших информацию за предыдущий налоговый (отчетный) период.

Налог на имущество организаций

Согласно закону автономного округа от 29 ноября 2010 г. № 190-оз «О налоге на имущество организаций» от уплаты налога освобождаются:

- организации, являющиеся владельцами лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения углеводородного сырья, на территории автономного округа, - в отношении недвижимого имущества, которое находится в границах предусмотренных этими лицензиями участков недр, содержащих месторождения углеводородного сырья, введенные в разработку не ранее 1 января 2011 года, на срок 5 лет с даты введения месторождения в разработку;

- организации, реализующие инвестиционные проекты в производстве целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них, в случае включения их в установленном порядке Правительством РФ в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов - в отношении имущества, созданного в процессе реализации инвестиционного проекта, на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше 15 лет;

- и др.

Организации, реализующие инвестиционные проекты, включенные в Реестр инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в целях применения налогоплательщиками льготы по налогу на имущество организаций (далее - Реестр):

1) освобождаются от уплаты налога в отношении имущества, созданного в процессе реализации инвестиционного проекта (за исключением инвестиционного проекта в сфере производства электроэнергии тепловыми электростанциями, инвестиционного проекта в сфере разделения и извлечения фракций из нефтяного (попутного) газа), на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше пяти лет;

2) имеют право уменьшить исчисленную сумму налога на 50 процентов в отношении имущества, созданного в процессе реализации инвестиционного проекта в сфере производства электроэнергии тепловыми электростанциями, на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше семи лет;

3) освобождаются от уплаты налога в отношении имущества, созданного в процессе реализации инвестиционного проекта в сфере разделения и извлечения фракций из нефтяного (попутного) газа, на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше семи лет;

4) освобождаются от уплаты налога в отношении имущества, созданного в процессе реализации инвестиционного проекта, в течение трех лет с даты ввода объекта имущества в эксплуатацию, инвестиционного проекта в сфере разделения и извлечения фракций из нефтяного (попутного) газа - в течение пяти лет с даты ввода объекта имущества в эксплуатацию.

Пункты 1-3 применяются в отношении инвестиционных проектов, включенных в Реестр до 1 января 2012 года (налоговая льгота, установленная пунктом 1, действует в отношении имущества, созданного в процессе реализации инвестиционного проекта в сфере добычи сырой нефти и нефтяного (попутного) газа и (или) добычи природного газа и газового конденсата, только в том случае, если указанный проект включен в Реестр до 1 января 2011 года).

Пункт 4 применяется в отношении  инвестиционных проектов включенных в Реестр после 1 января 2012 года.

Организация в установленном порядке предоставляет в Департамент экономического развития автономного округа пакет документов для включения инвестиционного проекта в Реестр в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 декабря 2007 г. № 326-п.  

Для включения инвестиционных проектов в Реестр организации представляют в Департамент экономического развития автономного округа заявление на включение инвестиционного проекта в Реестр и сведения об инвестиционном проекте согласно установленным формам, в том числе информацию о наличии в составе инвестиционного проекта бизнес-плана. Заявление подписывается руководителем организации или иным уполномоченным на это лицом. К заявлению прилагается документ, подтверждающий полномочие лица на подписание заявления от имени организации.

Департамент экономического развития автономного округа регистрирует заявление в день его поступления и в течение 10 рабочих дней осуществляет рассмотрение документов и принимает решение о включении или об отказе во включение инвестиционного проекта в Реестр.

В случае принятия решения о включении инвестиционного проекта в Реестр в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока, установленного на принятие решения о включении или об отказе во включение инвестиционного проекта в Реестр, Департамент экономического развития автономного округа включает инвестиционный проект в Реестр с присвоением ему идентификационного номера, вносит в Реестр соответствующую запись и сведения о реализуемом инвестиционном проекте и оформляет уведомление о включении инвестиционного проекта в Реестр согласно установленной форме.

Уведомление о включении или об отказе во включении инвестиционного проекта в Реестр направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо выдается организации непосредственно в Департаменте экономического развития автономного округа в течение 3 рабочих дней.

После включения в Реестр инвестиционных проектов организация-налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму платежа с учетом льготной ставки по налогу и представляет в налоговые органы Уведомление о включении инвестиционного проекта в Реестр инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и налоговую декларацию не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Аналогично, по истечении отчетного периода организация представляет налоговые расчеты в срок, не позднее 30 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Также, в обязательном порядке организация-налогоплательщик в течение 5 дней со дня окончания срока, установленного для подачи налоговых деклараций (налоговых расчетов) за соответствующий налоговый (отчетный) период направляет в Департамент экономического развития автономного округа информацию для анализа эффективности действия льгот по налогам. Порядок предоставления информации установлен  постановлением Правительства автономного округа от 21 сентября 2005 года №171-п "О Порядке представления налогоплательщиками-организациями информации для анализа эффективности действия льгот по налогам".

В случае, если требуемая информация будет искажена или не будет предоставлена, налогоплательщики не будут иметь право применять льготу начиная со следующего налогового периода.

С целью подтверждения правомерности пользования организацией налоговыми льготами Департамент экономического развития автономного округа по истечении месяца после окончания срока, установленного для подачи налоговых деклараций, представляет в налоговые органы сводную информацию в разрезе организаций, представивших информацию за предыдущий налоговый (отчетный) период.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российский Федерации и автономного округа на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утверждены перечень премий Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за выдающиеся достижения в области культуры и искусства, суммы которых не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, перечень основных фондов природоохранного назначения и перечень основных фондов газоперерабатывающих производств в целях применения налоговой льготы, установлен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Одним из оснований применения налогоплательщиками-организациями льгот по налогам является представление организациями информации для анализа эффективности действия налоговых льгот за отчетный период в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства автономного округа от 21.09.2005 № 171-п «О Порядке представления налогоплательщиками-организациями информации для анализа эффективности действия льгот по налогам».

Налоговые льготы

Патентная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения

Транспортный налог

Налог на имущество организаций

Налог на прибыль организаций

Налогообложение отдельных видов объектов недвижимого имущества по кадастровой стоимости с 1 января 2015 года

Налоговые льготы и преференции, направленные на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Презентационный материал по налоговым льготам


$ USD 57,5118
€ EUR 67,8927